Русскоязычная современная христианская музыка — взгляд в будущее

Еще каких-то 5—7 лет назад рынок современной христианской русскоязычной музыки выглядел как непаханое плодоносное поле. При огромном, казалось бы, спросе — минимум предложения. В Украине продавались лишь Косячков, Дружки да Новый Иерусалим, и казалось бы, появись еще 40—50 групп, будет отличный рынок, с конкуренцией, борьбой за качество и покупателей. Можно было прогнозировать только радужные перспективы, ибо за гитары брались фактически все, кому ни лень, в том числе даже далекие от музыки люди (о ком это я? wink.gif ). На концерт, бесплатный как для участников, так и посетителей, можно было набрать по 10—15 команд, и радость от осознания этого затмевала любые проблемы. Все — кто на словах, кто на деле - занимались поиском возможности для записей альбомов- и, надо сказать, начиная с 2000 года, альбомы появлялись, и многие услышали Дроздов, ЛППЛ, Корни, Христоманию, Вин Знае, Исайю, позднее — Далеко и Водолечебницу. Но вот, сейчас, в конце 2005 года, ведущие распространители констатируют неприятные факты — продажи резко падают, рынок откатывается назад, новым, даже многообещающим группам и исполнителям стало очень трудно найти своего слушателя.

Что же происходит?

Мне представляется, что в текущий момент ситуация определяется рядом факторов и тенденций, которые и определяют общую картину. На некоторых, наиболее критичных из них, я хотел бы обратить внимание.

Фактор 1. Пробуждение закончилось.

Да, так бывает. Оно начинается и заканчивается. Наши американские друзья заглянули уже в каждый дом — лично, или через обученных местных нью- пасторов, или с телеэкранов. И слово было посеяно. Вышедшие из подполья экс-советские баптисты и пятидесятники погоды не сделали, и благая весть оказалась щедро приправленной чисто американскими психологическими «штучками», как-будто списанными из книг «10 способов успешно продать снег зимой» или «Навыки блестящего продавца-комивояжера». Но об этом позднее. Как описано в притче о сеятеле, так с нами и происходит. Как вы помните, там было четыре категории услышавших, из них вторая и третья категория людей в конце концов вернулись к прежней жизни. Вот в это время мы с вами и живем — отток людей из церквей превышает рост этих самых церквей.

Как это отразилось на рынке музыки?

Во-первых, рынок перестал расти. Во-вторых, стало понятно, что «устаканившаяся» целевая аудитория не способна выкладывать деньги за «много разной музыки». Здесь зарыт самый главный определяющий фактор с точки зрения шоу-бизнеса, как бизнеса, — оборот денег. Этот оборот, к сожалению, не стал достаточным для развития христианской русскоязычной музыки как явления современной культуры.

Следствие из этого печальное — на рынок русскоязычной христианской музыки так и не вышли профессионалы, которые смогли бы установить стандарты качества и создать конкуренцию, ведущую, как известно, к развитию рынка и борьбе за наилучшее удовлетворение потребностей потребителей.

Качественно записан альбом или нет — продажи будут одинаковыми. Причем для более качественной музыки — одинаково маленькими, так как настоящих ценителей музыки, находящихся в определенной пропорции со всеядными слушателями, всегда меньше.

Фактор 2. Стоимость звукозаписи все время уменьшается.

Высокие технологии, доступные производительные компьютеры и программы типа «сам себе диджей» сыграли злющую шутку с нашим рынком. Кто угодно может записать песню — накачать сэмплов, вставить их в «паленый» полупрофессиональный софт, напеть в дешевый микрофон текст, и на общем «лоу-фай» (перев. — низкое качество, в отличии от «хай-фай») фоне звучания существующих исполнителей можно чувствовать себя звездой. И, как результат — поток кассет и дисков групп и исполнителей «новой волны» забил все раскладки церквей и полки музыкальных магазинов. В отсутствии масс-медиа, обслуживающих рынок, в отсутствии профессиональных продюсеров, удержать это явление было невозможно.

Следствие из этого — если ранее, в отсутствии профессиональных исполнителей, можно было хоть как-то различить более или менее талантливые муз. продукты, то теперь даже таланты обречены на прозябание в затерянном мире из всякого хлама. Кто знает, может за последние пару лет какая-нибудь группа записала хит, который мог бы стать потенциальным христианским «yesterday», или «hotel California», или «we will rock you» — все это потонуло в общей сливной яме. Из-за отстутствия денег, нет ни нормальных хит-парадов, ни статистики продаж, ни (опять таки) масс-медиа, которые бы влияли на эту ситуацию.

Фактор 3. Пиратство.

Многие восприняли цитату из Библии «даром получали — даром давайте» как призыв не давать, а брать. Причем обязательно даром. Количество нелегальных записей в пост-советском христианстве зашкаливает все мыслимые пределы. Так как об этом много уже где сказано, и продолжает говориться, ограничимся выводом: даже если у кого-то есть желание и возможности инвестировать в развитие христианской музыки деньги, то инвестиционная привлекательность из-за такого состояния дел с пиратством равна 0 (нулю). Потенциальные меценаты — американцы — сами испытывают в своей Америке кризис жанра — все удачливые христианские звукозаписывающие бренды в конце 90х были выкуплены мирскими компаниями, остальные тихо умерли. Все же, за 30 лет существования, Америка смогла вывести свою христианскую музыку на какой-то профессиональный уровень — но там было то, чего нет у нас — деньги.

Следствие этого фактора — очередной гвоздь в гроб профессионализма в христианской русскоязычной музыке

Фактор 4. Ошибочная уверенность многих христиан, что Бог заинтересован в развитии христианского шоу-бизнеса.

Это бред. Бог заинтересован в человеческих сердцах и душах. Весь бизнес, включая названный нами «христианским» шоу-бизнес , подчиняется общечеловеческим законам, также как и политика, культура, спорт. Нельзя, например, организовать в какой-нибудь поместной церкви футбольную команду, и с помощью постов, молитв и провозглашений сделать ее победителем Лиги Чемпионов! (это опять, кстати, возвращает нас к вопросу о необходимости инвестиций и привлечения к делу профессионалов).

Надеюсь, трезвого взгляда на существующее положение вещей достаточно, чтобы этот фактор не требовал многословных доказательств.

Следствие: многие уверены, что все у нас хорошо, а если где-то плохо - это мы мало молимся. Это вредит конструктивному подходу к проблеме, закрывает многим людям глаза на факты и служит оправданием для многих горе-исполнителей, рассчитывающих на «сделаем что-нибудь, а Господь усмотрит/поможет, и вообще, если что-то у нас есть, то на это Божья воля, все возможно верующему и т.п.»

Все эти факторы и следствия, во взаимодействии между собой, представляют мне следующую картину дальнейшего развития ситуации :

Рынок потребления русскоязычной христианской музыки будет еще несколько лет сокращаться, пока не застынет в одном состоянии, в котором и будет находиться продолжительное время. Новых альбомов новых исполнителей появится в 5 раз больше, из-за ограниченности мощностей распространителей, многое будет издаваться «самиздатом». Общий уровень профессионализма и качества сильно упадет. Продаваться будут только «бренды» — исполнители и группы, сделавшие себе имя 3—5-7 лет назад. Из-за отсутствия продаж, многие новые исполнители будут массово вываливать свою продукцию в интернет для свободного скачивания, люди будут качать и слушать музыку ужасного качества. Из-за этого официальные легальные продажи будут медленно падать, выжившие распространители будут искать каналы выхода на Израиль, Германию и США, где много русскоязычных эмигрантов. Профессионалы (коих единицы), талантливые и/или амбициозные группы будут искать выход на общий рынок. Продаж там больших не будет (т.к. на мирском рынке русскоязычной музыки тоже не все в шоколаде), но будет возможность выступать в лучших условиях — на нормальной аппаратуре, за какие-то деньги. Из-за американских подходов к благовестию (о чем я писал выше), в обществе царит негативное отношение к верующим, поэтому музыканты, ориентирующиеся на общий рынок, будут вынуждены отказаться от откровенных христианских текстов. Тексты станут «про все на свете», и благодаря командам, добившимся популярности, это станет общей тенденцией и для исполнителей, ориентирующихся только на христиан. Когда это заполнит весь рынок, можно будет ожидать всплеск спроса на «воршип» в современном исполнении, так как это по тем временам будет оригинально. Появятся группы, состоящие только из христиан, но играющие, с точки зрения текстов, мирскую музыку. Они, как это модно сейчас в Америке, будут против того, чтобы их называли христианской группой, но продаваться будут и в христианских магазинах. Из-за обилия новых групп, будут процветать разные бесплатные фестивали, их уровень будет все ухудшаться. Открытое небо будет самой продаваемой группой и через 5 и через 10 лет. Валерий Короп запишет еще штук 40 альбомов. У христиан, живущих на постсоветском пространстве, и через 10 лет будут в ходу аудиокассеты.

Источник: http://www.revivalsound.com/articles/future-rccm.html

Категория: